Внедрение дистанционного обучения: первый опыт и перспективы
Сегодня дистанционное обучение никого не удивляет. Все больше учебных заведений различного уровня в России и за рубежом используют в педагогическом процессе дистанционные технологии. 8-9 ноября 2018 года прошла Краевая научно-практическая конференция «Эффективные формы и механизмы повышения образовательных результатов обучающихся», на которой был представлен опыт образовательных учреждений – апробационных площадок Пермского края по повышению образовательных результатов в рамках сетевого взаимодействия - для участников из других образовательных организаций и муниципалитетов Пермского края, заинтересованных в повышении образовательных результатов.
Верещагинский многопрофильный техникум в рамках сетевого взаимодействия включился в программу по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения. Была проделана определенная работа по обучению преподавательского состава: 12 преподавателей техникума прошли дистанционные курсы повышения квалификации по программе «Основы работы в Moodle», а в феврале для педагогического коллектива был проведён обучающий семинар «Разработка стратегии электронного обучения для ПОО» преподавателями ЦДО КГАПОУ «Пермский строительный колледж».
С февраля 2019 года три группы студентов II курса Верещагинского многопрофильного техникума начали изучение учебной дисциплины «Основы философии» с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия проходят 2 раза в неделю. Сопровождение занятий студентов техникума осуществляется тьютером, который выполняет организационную функцию.
На промежуточном этапе опыт внедрения данной формы обучения в техникуме выявил как положительные стороны, но, наряду с этим, прогнозируются некоторые проблемные моменты.
Аргументы «за»:
- использование Web- технологий в образовательных целях;
- решение проблемы недостатка в педагогических кадрах;
-материал каждого занятия обучающемуся предоставлен для повторного просмотра на странице сайта;
- у студента есть возможность войти в систему и прослушать преподавателя, находясь вне аудитории;
- если необходима консультация, то предоставлена возможность написать студенту об этом преподавателю в чате;
- при дистанционном обучении не возникает симпатий и антипатий между преподавателем и студентами, поэтому оценка будет более объективная;
- дистанционное обучение дисциплинирует обучающихся по выполнению самостоятельной работы, так как сроки строго ограничены во времени.
Выявлены следующие слабые стороны при проведении дистанционного обучения:
- у студента нет возможности для консультации обратиться лично к преподавателю, т.е. нет возможности общаться «вживую»;
- не каждый обучающийся умеет поддерживать у себя мотивацию к выполнению самостоятельной работы;
- если для преподавателя при аудиторном ведении занятия важно чувствовать, насколько студенты понимают материал и оперативно скорректировать учебный процесс, то при ведении дистанционного обучения данная позиция отсутствует.
Над данными недочётами необходимо работать, находить пути решения данных проблем.
На следующий учебный год в техникуме планируется продолжить в рамках сетевого взаимодействия внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения: кроме дисциплины «Основы философии» планируется преподавание «Английского языка», также, учитывая наличие в техникуме филиалов, дистанционные технологии будут использоваться для организации образовательного процесса в Агротехническом филиале ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» в п. Зюкайка и филиале в с. Карагай Пермского края.
Безусловно, новые информационные технологии существенно меняют формы взаимодействия студентов и преподавателей, оказывая влияние на содержание обучения. Но все это не является разрушением устоявшихся традиций в сфере образования, а скорее рождает новые подходы в получении качественного образования. Оно отвечает запросам студентов, общества в целом. Ведь хорошее образование сегодня – это синтез самых разнообразных форм получения знаний и современных технологий.
Следовательно, распространение дистанционного и иных виртуальных форм обучения есть естественный этап развития любого образовательного учреждения на современном этапе.
Заместитель директора ГБПОУ ВМТ А.Л.Черемных